О способностях человека судят по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо деятельности.
Эпитеты «профессионал», «мастер», «виртуоз» как свидетельство высших достижений – желанная мечта любого специалиста, влюбленного в свое дело, а здоровые амбиции – прекрасный мотив для ее реализации. Однако столь лестные титулы способен заслужить далеко не каждый, а только тот, кто не останавливается на пути к совершенству – от потенциальной способности к реализованной возможности – и не жалеет сил и времени для постижения новых граней своей профессии.
Для совершенствования профессиональных качеств массажиста особое значение имеет развитие двигательных умений и навыков. Научиться выполнять элементарные массажные приемы может практически любой желающий, однако освоить весь их арсенал (к примеру, «классической» техники массажа) в состоянии только специалист, постоянно не только повышающий свои знания в области частных методик массажа, но и совершенствующий свои двигательные способности. Мало того, применение в процессе выполнения массажа разнообразных манипуляций, как правило, служит самой лучшей профилактикой перегрузки отдельных мышечных групп и предотвращением возможных заболеваний, развивающихся вследствие имеющихся (по разным причинам) дефектов массажной техники.
На сегодняшний день наиболее распространено разделение двигательных способностей на два класса.
Комплекс кондиционных или энергетических (в традиционном понимании – физических) способностей в значительно большей мере зависит от индивидуальных морфологических факторов, биохимических и гистологических перестроек в мышцах и организме в целом и включает силу, выносливость, скорость и гибкость.
Комплекс координационных («информационных») способностей преимущественно обусловлен влиянием ЦНС (психофизиологическими механизмами управления и регулирования), – способность к равновесию, ориентированию, реагированию, дифференцированию параметров движений, ритму, перестроению двигательных действий, вестибулярной устойчивости, произвольному расслаблению мышц и согласованию их работы.
Если на начальном этапе обучения массажной технике совершенствование двигательных способностей желательно, но не обязательно, после освоения базовых массажных приемов (первичная специализация) дальнейшее развитие своих потенциальных возможностей – для массажиста насущная необходимость. Безусловно, развитие как кондиционных, так и координационных способностей следует проводить одновременно и параллельно.
Тем не менее с целью методического оформления предлагаемой программы профессиональной тренировки массажиста рационально описать перечень последовательных этапов совершенствования профессиональных двигательных умений и навыков в зависимости от уровней построения движения.
Так, по представлениям Н.А. Бернштейна (1947), в процессе построения движений следует выделить две основные группы уровней, регулирующихся структурами ЦНС, – субкортикальные, или низшие кинематические, и кортикальные, или высшие (сознательные). В зависимости от структурных единиц этих уровней регуляции складываются и их ключевые свойства:
- кондиционные способности для изолированной мышцы и мышечной группы;
- координационные – для мышечной группы и двигательного стереотипа;
- конструктивные (бытовые, профессиональные, спортивные) – для двигательного стереотипа и смыслового двигательного акта;
- творческие – для смыслового и мотивационного двигательных актов.
Непосредственно сам процесс построения движения (по П.К. Анохину, 1935) проходит в соответствии с определенными этапами. Так, цель подготовительного этапа – обеспечение условий для создания двигательного навыка. Задачи, которые решаются на этом этапе, – создание предпосылок для физической готовности к освоению двигательного навыка и обеспечение психической готовности к последующим этапам.
При начальном обучении преследуется цель сформировать умение выполнять необходимое двигательное действие хотя бы в «грубой», несовершенной форме.
Следующий этап – углубленного разучивания – преследует цель довести первоначальное «грубое» владение техникой действия до относительного совершенства.
Цель завершающего этапа – закрепление и дальнейшее совершенствование приобретенного двигательного акта.
Для первого этапа построения движений наиболее оправданно использование элементов самомассажа, а также упражнений на развитие гибкости и силовых характеристик основных мышечных групп, значимых для профессиональной деятельности массажиста, в то время как на втором и третьем этапах максимальное внимание уделяется освоению упражнений на развитие координационных способностей.
Общие правила программы тренировки рук массажиста:
1. Стремиться к тому, чтобы движения и левой, и правой рукой были аналогичными, синхронными, так как одинаковое владение обеими для массажиста служит одним из показателей его квалификации.
2. Развивать не только способности суставов и мышц кистей, но всей свободной верхней конечности и плечевого пояса, так как они представляют собой единую кинематическую цепь.
3. Занятия должны быть не длительными и утомительными, а краткими, но систематическими. При утомлении необходимо сделать перерыв или выполнить упражнения на расслабление мышц рук (встряхнуть ими и т. п.).
4. Переходить «от простого к сложному» следует постепенно, оттачивая правильность и эстетическую привлекательность выполнения движений (правильное красиво, красивое правильно).
5. Подбирать необходимый комплекс упражнений надо, соблюдая принцип индивидуальности, в зависимости от имеющихся анатомо-функциональных особенностей строения (форма кисти, длина рычагов и т. п.), определенных признаков дисгармоничного развития (тугоподвижные суставы, слабые мышцы и т. п.) и, конечно, учитывая побудительные мотивы для занятий.
I. Улучшение трофики тканей. Прежде чем переходить непосредственно к совершенствованию двигательных способностей, массажист должен знать и уметь выполнять приемы гигиенического самомассажа, предназначенные для увеличения кровотока, профилактики застойных явлений, усиления трофики тканей и регуляции мышечного тонуса. Систематические сеансы самомассажа должны органично войти в его распорядок дня. Как правило, массируются мышцы шеи, надплечий и верхних конечностей.
Наиболее оправданно применение методики самомассажа (А.А. Бирюков, 1992), включающей такой порядок выполнения приемов: для крупных мышечных групп – поглаживание, разминание (в том числе и продольное – «выжимание»), непрерывистая вибрация (потряхивание) и снова поглаживание, а для суставов – поглаживание, растирание, поглаживание. Все массажные движения выполняют от периферии к центру в умеренном темпе. По времени процедура такого самомассажа не должна превышать 10–15 минут.
Элементарные приемы самомассажа рационально использовать также и для подготовки рук к предстоящему массажному воздействию («для их разогрева»). К ним относятся:
1. Растирание ладоней движениями вверх-вниз (рис. 53).
Рис. 53
2. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев движениями вверх-вниз (рис. 54).
Рис. 54
3. Потирание ладонной и тыльной поверхностей кистей рук, как при их мытье (рис. 55).
Рис. 55
4. Сжимание кистей рук, попеременно меняя их положение (рис. 56).
Рис. 56
5. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки (рис. 57).
Рис. 57
6. Похлопывание ладонями («аплодисменты») (рис. 58).
Рис. 58
7. Растирание каждого пальца вдоль, затем поперек ладонными поверхностями большого и указательного пальцев или внутренними (боковыми) поверхностями указательного и среднего пальцев (рис. 59).
Рис. 59
8. Растирание и разминание ладоней и тыльной поверхности кистей шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий (Й. Цуцуми, 1990).
9. Разминание ладонной и тыльной поверхностей кистей при помощи грецкого ореха или шарикового рифленого массажера: его кладут между кистями рук и совершают круговые движения, постепенно увеличивая силу нажима и темп (рис. 60).
Рис. 60
II. Кондиционные способности. При их совершенствовании основное внимание уделяется гибкости суставов, эластичности, силе и выносливости основных мышечных групп, значимых для профессиональной деятельности массажиста. Скоростные качества не столь важны для массажной практики и, как правило, не требуют дополнительного развития.
а) Гибкость. У профессионального массажиста должны быть гибкие суставы, эластичные связки, не «зажатые», без «блоков» и без болезненных уплотнений мышцы. Для этого надо систематически выполнять упражнения на развитие гибкости – «растяжки» прежде всего для мышц плечевого пояса и свободной верхней конечности. Каждое растяжение удерживается в течение 30 секунд. Повторить 4–6 раз. Основное движение выполняется на выдохе.
1. И. п. (исходное положение) – лежа на животе, руки согнуты в локтях, предплечья опираются о пол. Не отрывая предплечий и живота от него, отжаться, чтобы выгнуть спину в верхнем грудном отделе.
2. И. п. – лежа на спине, согнув ноги в коленях, стопы на полу. Руки переплетены за головой. Потянуться головой к груди, при этом не отрывая лопаток от пола.
3. И. п. – стоя, заведя одну руку за спину. Захватить другой локоть согнутой руки и потянуть через среднюю линию спины, чтобы стабилизировать левое плечо. Наклонить голову к правому плечу. Повторить с противоположной стороны.
4. И. п. – стоя лицом к углу комнаты или дверному проему. Подняв руки в стороны, чтобы локти были на уровне плеч, а предплечья направлены строго вверх, упереться ладонями в стену или дверной проем, чтобы растянуть грудные мышцы, и сделать шаг вперед.
5. И. п. – стоя, руки заведены назад на уровне плеч, упираются в стену, пальцы направлены вверх. Согнуть ноги и несколько опуститься вниз, не отрывая рук от стены.
6. И. п. – стоя, подняв одну руку на уровне плеча и согнув ее в локтевом суставе. Другой привести согнутую руку по направлению к противоположному плечу в горизонтальной плоскости и потянуть локоть к плечу. Выполнить с противоположной стороны.
7. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч, в руках гимнастическая палка или веревка. Руки за спиной на ширине плеч обратным хватом. Медленно поднять их над головой и завести вперед, затем выполнить движение в обратную сторону.
8. И. п. – стоя, согнуть одну руку, заведя ее за голову, локоть направлен вверх, кисть находится на лопатке. Захватив локоть кистью другой руки, потянуть его вниз.
9. И. п. – стоя, согнуть одну руку в запястье при помощи другой. Выпрямить ее, удерживая за кисть другой рукой.
10. И. п. – стоя, руки согнуты и находятся на уровне груди, кисти соприкасаются ладонными поверхностями. Надавливать ладонью одной руки на пальцы другой.
11. И. п. – стоя или сидя. Пассивные движения (сгибание-разгибание, приведение-отведение, круговые движения, тракция, ротация) в суставах пальцев обеих кистей.
б) Сила, выносливость. Для развития силовых качеств могут использоваться как статические, так и динамические упражнения свободного характера, с сопротивлением, отягощением в уступающем или преодолевающем режимах.
Изометрическое напряжение мышцы удерживается в течение 7-10 секунд, а упражнения с сопротивлением выполняют по 10–15 раз.
1. И. п. – стоя, руки вдоль туловища. Левую ладонь положить на правую. Преодолевая уступающее сопротивление левой руки, согнуть правую в локтевом суставе – вдох, затем давить левой рукой на правую и, преодолевая ее сопротивление, вернуться в исходное положение. Выполнить с противоположной стороны.
2. И. п. – то же, как в предыдущем. Обхватить пальцами правой руки левое плечо и, преодолевая сопротивление, привести левую руку к правой стороне груди, затем, преодолевая сопротивление правой, вернуться в и. п. Сменив и. п. – обхватив левой рукой правое плечо, проделать то же упражнение. В и. п. – вдох, приводя руку к груди – выдох.
3. И. п. – сидя на стуле. Обхватить руками колено одной ноги, сделав вдох, преодолевая сопротивление ноги, притянуть колено к груди – выдох. Затем, оказывая сопротивление руками, разогнуть ногу до исходного положения – выдох. Выполнить с противоположной стороны.
4. И. п. – стоя, руки за головой, кисть правой руки удерживает запястье левой. Преодолевая сопротивление левой руки и удерживая локоть правой в крайнем верхнем положении, разогнуть правую руку по направлению вверх – вдох. Затем, преодолевая сопротивление правой, согнуть ее левой рукой до и.п. – выдох. Выполнить с противоположной стороны.
5. И. п. – стоя, соединив пальцы на затылке. Преодолевая сопротивление мышц шеи, руками наклонить голову книзу до касания подбородком груди – выдох. Затем, преодолевая сопротивление рук, отклонить голову назад – вдох.
6. И. п. – стоя, упереться ладонями в подбородок. Преодолевая сопротивление мышц шеи, медленно руками надавливать на подбородок, отклоняя голову назад, – вдох. Затем, преодолевая сопротивление рук, наклонив голову вниз – выдох.
7. И. п. – стоя. Повернув голову до отказа влево, правой ладонью упереться в подбородок. Преодолевая сопротивление правой руки, повернуть голову до отказа вправо – вдох. Вернуться в и. п. – выдох. Повторить упражнение, повернув голову вправо, упереться ладонью левой руки в подбородок.
8. И. п. – стоя или сидя. Сцепив крайние фаланги пальцев, сжимать в кулак пальцы правой руки, преодолевая сопротивление левой. Затем проделать упражнение, сгибая в кулак пальцы левой руки. Это упражнение можно выполнять сцепленными в межфаланговых суставах пальцами.
9. И. п. – стоя или сидя. Надавливать ладонной поверхностью пальцев одной руки на тыльную поверхность сомкнутых пальцев другой, преодолевая сопротивление. Выполнить упражнение, поменяв руки.
10. И. п. – стоя или сидя. Ладони сомкнуты перед грудью. Прогибание пальцев одной руки пальцами другой с преодолением сопротивления.
11. И. п. – стоя или сидя. Ладони сложить вместе, чтобы подушечки одноименных пальцев соприкасались друг с другом. Удерживая руки на уровне груди, плотно прижать ладони друг к другу, после чего с сопротивлением, опираясь только на кончики пальцев, отжать ладони, одновременно разводя пальцы друг от друга. Затем вновь с силой свести пальцы и ладони в и. п. (В.И. Иванов, 1991).
Упражнения на укрепление мышц плечевого пояса и свободной верхней конечности можно выполнять с дополнительными предметами: гантелями, пружинным эспандером, резиновым бинтом, кистевым эспандером и др.
Простейшее, но эффективное приспособление для развития силы мышц пальцев – «кистеукрепитель». Это круглая палка длиной 55 см, имеющая два диаметра: в средней части, длина которой 26 см, – 5 см, по краям – 3 см. В средней части просверлено отверстие, через которое проведен шнур длиной 50–70 см. На одном его конце завязан узел с таким расчетом, чтобы он не мог пройти в отверстие. К другому концу шнура прикреплено отягощение (гантель весом 5-10 кг).
С помощью этой палки можно выполнить такое упражнение: перехватывая ее поочередно кистями рук, накручивать на нее шнур с грузом. Затем, вращая палку в противоположном направлении, разматывать шнур. Упражнение можно выполнять, держа палку перед собой и за спиной, хватом сверху и хватом снизу, накручивать шнур к себе и от себя, при этом держа руки на средней, более толстой части «кистеукрепителя» или по краям – на более тонкой.
Еще одно упражнение с дополнительным предметом на развитие силовых характеристик мышц кисти: взявшись за угол развернутой газеты, начать комкать ее одной рукой, стараясь собрать весь лист в кулак. При этом поправлять бумагу другой рукой не разрешается.
Полезное упражнение для тренировки пальцев – отжимание в упоре лежа на пальцах, при этом туловище и ноги должны составлять одну прямую линию. По мере тренированности отжимания выполняют, опираясь сначала на четыре, затем на три, а потом и на два пальца каждой руки.
Рекомендуется каждые 2–3 месяца усложнять комплекс упражнений, увеличивая вес отягощения, количество повторов и интенсивность занятий. Количество повторов ограничивается только чувством утомления. Добившись необходимых результатов и выбрав из всего комплекса 3–5 наиболее сложных упражнений, выполнять их с определенной регулярностью.
III. Координационные способности. Все упражнения этой группы вначале осваивают под контролем зрительного анализатора, а затем с закрытыми глазами, вначале – обеими руками одновременно, затем – вместе и по очереди. После освоения конкретного упражнения его начинают выполнять в усложненных условиях – руки впереди, вверху и в стороны, а затем с движением всей руки в вертикальной, горизонтальной плоскости и по кругу, выполняя более сложные фигуры («восьмерку»), с одновременным передвижением (ходьбой). Комплекс упражнений подбирается в зависимости от намерения развить конкретную координационную способность.
а) Согласованная работа мышц
1. Тыльное и ладонное сгибание кистей рук. При первом пальцы разведены в стороны, руки направлены вперед, а при втором сжаты в кулаки, руки вдоль тела.
2. Вращение кистями рук с разведенными пальцами. При этом ими выполняется движение «волна» (их последовательное сгибание и разгибание в пястно-фаланговых суставах) (рис. 61).
Рис. 61
3. Движение «волна» вначале выполнять только пальцами, затем кистью, а потом всей рукой. Пальцы сомкнуты.
4. Одновременное сжимание пальцев в кулак и разжимание (разведение в стороны) напряженных пальцев (рис. 62).
Рис. 62
5. Поочередное сгибание и разгибание пальцев («счет на пальцах»).
6. Смена положений – пальцы выпрямлены, приведены («плоскостное» положение кисти) (рис. 63), далее большой палец отведен, остальные полусогнуты («обхватывающее» положение кисти) (рис. 64). Пястно-фаланговые суставы остаются в и. п.
Рис. 63
Рис. 64
7. Пальцы сомкнуты, большой приведен. Начав с мизинца, последовательно (веерообразным движением) согнуть все пальцы в межфаланговых суставах (рис. 65). Пястно-фаланговые суставы остаются в и. п. Затем обратным движением привести пальцы в и. п. Большой и мизинец в зависимости от фазы движения остаются выпрямленными.
Рис. 65
8. Поочередно соприкасаться подушечками четырех пальцев с большим (рис. 66).
Рис. 66
9. Поочередные щелчки каждым пальцем (рис. 67).
Рис. 67
10. Вращение каждым пальцем по отдельности по часовой стрелке и против нее (рис. 68).
Рис. 68
11. Кроме больших пальцев, остальные в замке. Вращение по часовой стрелке и против нее больших пальцев вокруг друг друга (рис. 69).
Рис. 69
12. Разведение пальцев в стороны и сведение вместе («ножницы»), сначала всех вместе, затем парами (большой – указательный, указательный – средний и т. п.).
13. Прижать подушечку большого пальца правой руки к подушечке указательного левой, а подушечку указательного правой – к подушечке большого левой и поместить их над предыдущей парой. Затем расцепить нижнюю и менять пары местами. Аналогично можно соединять подушечку большого с подушечками других пальцев (рис. 70).
Рис. 70
Для тренировки согласованной мышечной работы выполняют упражнения с различными предметами. Для мелких мышечных групп кисти (мелкой моторики) используют спичечный коробок, крупную монету, карандаш, грецкий орех, специальные массажные шары, шарики для настольного тенниса и др.
1. Взяв в ладонь два одинаковых по размеру грецких ореха, медленно делать круговые движения, перекатывая один через другой или вращая их по плоскости ладони друг за другом (так, чтобы они не соприкасались): в правой ладони – по часовой стрелке, в левой – против нее, затем наоборот (рис. 71 а, б).
Рис. 71а
Рис. 71б
2. Положив на проксимальные фаланги пальцев полусогнутой кисти металлическую монету, перемещать ее за счет движений пальцев в направлении от указательного к мизинцу и наоборот (рис. 72).
Рис. 72
3. Зажав карандаш или стержень между средними фалангами указательного и среднего, вращать его между всему пальцами кисти (кроме большого) (рис. 73).
Рис. 73
Определенное значение для развития координации движений имеют упражнения в равновесии (движения руками при стойке на одной ноге и др.), необходимое условие в которых – согласованность движений.
б) Способность к реагированию
Упражнения на ее развитие характеризуются более сложной согласованностью движений. Необходимое условие для их выполнения – сосредоточение внимания занимающегося, поэтому они близко подходят к упражнениям, развивающим внимание и точность движений. Как правило, их выполняют с дополнительными предметами.
1. Одну руку приподнять на высоту глаз, взять карандаш за конец, а другую установить на уровне пояса. Отпустив карандаш, пытаться схватить его другой рукой.
2. Положить монету на боковую поверхность указательного пальца и тыльной стороной большого («ногтем») сделать щелчок так, чтобы монета отскочила вверх. Поймать ее.
3. Зажав монету в кулаке, приподнять руку на уровень глаз, ладонной поверхностью вниз. Отпустив монету, схватить ее, при этом сделав в воздухе рукой круговое движение.
Занятия с мячом для тенниса – простые и в то же время чрезвычайно эффективные упражнения: малый размер мяча и его прыгучесть осложняют его ловлю, требуя большой точности, внимания и лучшей координации движений. Наиболее легкие варианты упражнений с мячом – броски вверх. Впоследствии следует выполнять их с отбиванием мяча о пол, стену, делая бросок одной рукой, а ловя его другой, стараясь попасть в точно определенную цель. Можно, например, ловить его, подставляя руку снизу.
в) Способность к перестроению двигательных действий
Более сложные упражнения на развитие координации движений подразумевают способность к быстрому и точному перестроению двигательных действий.
1. Правой рукой взяться за левое ухо за головой, а левой – коснуться кончика носа и наоборот (упражнение «ухо – нос») (рис. 74).
Рис. 74
2. И. п. – сидя, руки на коленях. Одной рукой выполняют удары ребром по колену, в то время как другой производят круговые движения (упражнение «ребро – ладонь») (рис. 75).
Рис. 75
3. Пальцы одной руки сжаты в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются (упражнение «кулак – кольцо») (рис. 76).
Рис. 76
г) Способность к дифференцированию параметров движения
Для этого используют кистевой динамометр. Взяв его в руку шкалой вверх, сжать и запомнить результат. Затем попробовать повторить полученные показатели. После освоения этого упражнения проводится тренировка с попыткой повторить несколько раз значения «слабое – среднее – сильное» усилие.
д) Способность к поддержанию ритма
Как правило, их выполняют за столом, ориентируясь на звук удара руки по поверхности стола.
1. Свободное похлопывание ладонями по нему поочередно и одновременно, воспроизводя определенный ритм или мелодию.
2. Свободное постукивание пальцами по столу одновременно обеими руками и поочередно, воспроизводя определенный ритм или мелодию.
3. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола («имитация игры на пианино»). Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно (поочередно каждым пальцем).
4. Постукивание по краю стола поочередно большим, указательным и средним пальцами обеих рук.
Более усложненный для выполнения вариант – их сочетание на развитие способности к поддержанию ритма и перестроения двигательных действий.
5. Поочередно одной рукой стучат (кулаком), а другой хлопают (ладонью) по столу (упражнение «кулак – ладонь»).
6. Поочередная смена положения рук на столе «кулак – ладонь – ребро».
е) Способность к произвольному расслаблению мышц
1. Руку согнуть в локтевом суставе до прямого угла и сильно сжать пальцы в кулак. Напрячься и расслабиться, свесив руку вдоль туловища.
2. Маховые движения руками из стороны в сторону или по кругу (упражнение «мельница»).
3. Энергичное потряхивание расслабленной кистью в ускоряющемся темпе.
IV. Специальные способности. Качество работы массажиста в значительной мере зависит от тонкости осязания, степени развития мышечного чувства. Эти качества профессионал в области массажа должен всемерно развивать. Можно сказать, что рука для массажиста – его вторая пара глаз. Но у массажиста как мышечное чувство, так и тонкость осязания значительно ослабляются при утомлении. Если первое ослабляется в арифметической прогрессии, то второе снижается в геометрической прогрессии.
Тренировкой чувствительности массажиста следует заниматься последовательно: обучение распознаванию формы, консистенции и объемности предметов. Зрительное и слуховое восприятие постепенно умышленно исключают. Так, улучшить свою пальпаторную чувствительность помогут такие упражнения:
1. Исследование методом пальпации поверхностей монет, стараясь определить номинал каждой на ощупь, накрывая их все большим количеством листов бумаги. Аналогично можно определять номинал монет в кармане брюк.
2. Ощупывание и определение мелких предметов довольно сходной формы (например, ключей в связке).
3. Обнаружение остеолигаментарных реперов через поверхностные кожные слои.
Включение в процесс профессиональной подготовки массажистов элементов биоэнергетики, методических принципов по энергетическому воздействию и защите (В.Ф. Чудимов, О.В. Ромашин, 2002) не может быть признано рациональным ввиду разных требований к развитию чувствительности у массажистов и экстрасенсов. Если в первом случае требуется совершенствование контактного чувства (осязания), во втором – дистантного (различение на расстоянии от пациента ощущений тепла-холода).
V. Закрепление и дальнейшее совершенствование приобретенных двигательных навыков. Для поддержания достигнутых результатов на оптимальном уровне необходимы регулярные систематические физические занятия.
Желательно, чтобы начинающий массажист уже имел определенный опыт в вопросах физической культуры. Занятия такими видами спорта, как айкидо, дзюдо, йога, гимнастика, плавание и др., где необходимо совершенное владение собственным телом, всегда благоприятно сказываются на усвоении необходимых для массажа двигательных навыков, так как одновременно с ростом этих знаний все тело занимающегося проходит подготовку для решения будущих сложных координационных задач.
А вот занятия бодибилдингом, атлетической гимнастикой и т. п. видами физической культуры, наоборот, могут отрицательно сказаться на овладении свободой и легкостью движений, требующихся для массажной практики.
Благоприятное воздействие на развитие ловкости и пластичности движений кисти и пальцев рук массажиста оказывают также занятия изобразительным искусством (лепкой), жонглирование предметами и в особенности проведение фокусов (с картами, с монетой), не требующими дополнительных приспособлений, кроме собственных рук.
Со временем каждый массажист окажется в состоянии перенести полученные способности в массажную технику, приведя ее к собственным индивидуальным характеристикам, но и создавая новые оригинальные массажные приемы и их комбинации.
Сам по себе массаж – превосходные упражнения для освоения мануальной техники, выполняемой на «пациентах-натурщиках», извлекая при этом обоюдную пользу. Приемы массажа следует повторять при каждом удобном случае. Из своего рабочего дня, даже чрезвычайно напряженного, ежедневно можно выкроить 10 минут, достаточных для осуществления корректного массажа. Такой сеанс, безопасный для пациента, зачастую представляет собой не только тренировочный, но и настоящий терапевтический акт.